05/06/09 — Netall.ru
Главное — не размер штрафа, а его неотвратимость
В ночь с 22 на 23 мая вступают в законную силу очередные поправки в Административный Кодекс РФ, которые значительно ужесточают наказание для водителей, не предоставляющих преимущество пешеходом в зоне пешеходного перехода (статья 12.18 КоАП РФ), а также нарушающих правила перевозки пассажиров в салоне автомобиля (статья 12.23 КоАП).
В первом случае административный штраф будет составлять от 800 до 1000 рублей. Ранее за это нарушение наказанием служило письменное предупреждение или штраф в размере 100 рублей. Во втором случае сумма штрафа будет увеличена в 5 раз и составит 500 рублей, это касается как взрослого пассажира, не пристегнутого ремнем безопасности, так и ребенка, перевозимого без использования специального детского автомобильного кресла. Разумеется, ответственность за правильную перевозку пассажиров несет водитель.
Повышается и административная ответственность пешеходов, переходящих улицу в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора. Однако в отношении пешеходов закон не столь суров: к ним по-прежнему может быть применено наказание в виде устного замечания или письменного предупреждения. Но в случае денежного штрафа, его сумма возрастает в 2 раза — до 200 рублей (статья 12.29 КоАП РФ).
И если с водителями все более или менее понятно (остановят, составят протокол, выпишут штраф), то с пешеходами возникает много вопросов, и самый первый из них — как оформить протокол, если у пешехода нет с собой документов? Будет ли пешеход платить этот штраф, и что грозит тому, кто платить не будет? Как вообще обстоят дела с оплатой штрафов?
За ответами на подобные вопросы Инфопортал обратился к начальнику 2-го отделения ОГИБДД Зеленограда Виктору Назаркину:
— Считаете ли Вы уместным очередное увеличение штрафов и ужесточение административной ответственности? Почему штрафы для пешеходов и водителей увеличились непропорционально?
— Существовавшие до этого административные санкции были малодейственны как в отношении водителей, не пропускающих пешеходов, так и в отношении пешеходов, перебегающих дорогу в неположенном месте. Поэтому я одобряю ужесточение административной ответственности.
Что касается непропорциональности увеличения штрафов, это вполне объяснимо. Пешеход является самой незащищенной категорией среди участников дорожного движения. Водитель же имеет совершенно другой статус, это лицо специально обученное, допущенное к управлению средством повышенной опасности, имеющее определенные знания и навыки. С него и спрос совершенно другой.
Но при этом хочу заметить, что самым важным фактором, удерживающим всех участников дорожного движения от нарушения ПДД, является не размер штрафа, а неотвратимость наказания.
— Как будут фиксироваться подобные нарушения, ведь к каждому пешеходному переходу инспектора не поставить?
— В последнее время была активизирована работа сотрудников ГИБДД с целью подготовки водителей к введению поправок в административный кодекс. Экипажи ДПС периодически несут дежурство рядом с самыми проблемными пешеходными переходами, следят, как водители и пешеходы соблюдают правила дорожного движения. Нарушающим правила водителям напоминают о начинающих действовать 23 мая поправках и об увеличении суммы штрафа. Я уверяю вас, что подобная работа по контролю пешеходных переходов будет продолжена на постоянной основе.
В настоящее время большинство патрульных автомобилей ДПС оборудованы средствами фото- и видеофиксации правонарушений. Вести контроль соблюдения ПДД можно и в движении, вовсе не обязательно постоянно стоять рядом с пешеходным переходом. Кроме того, не исключаю, что в будущем большинство пешеходных переходов будет оборудовано стационарными камерами фотофиксации.
Сейчас нашей целью является подготовить водителей к новому уровню ответственности, а наличие автоинспектора на дороге в большинстве случаев гарантирует соблюдение водителями правил дорожного движения. Пусть запоминают, что пешеходный переход, это не просто полоски на асфальте, это место, где нужно выполнять закон и уступать дорогу пешеходам.
— Насчет неотвратимости наказания бытует мнение, что небольшие штрафы можно не платить, и ничего за это не будет. Мол, судебные приставы из-за 100 рублей не придут. Так ли это?
— Это мнение ошибочно. Конечно, каждый решает самостоятельно, платить штраф добровольно или не платить. На размышления закон выделяет 30 суток. За это время можно либо заплатить штраф, либо обжаловать его в суде. Но если в установленный законом срок штраф не был оплачен гражданином, в службу судебных приставов по месту его регистрации отправляется постановление о взыскании штрафа в принудительном порядке. Человек становится государственным должником, судебные приставы обязаны известить его об этом и любым законным способом принудить заплатить наложенный на него штраф. От размера штрафа здесь ничего не зависит. Я согласен с тем, что взыскание небольших сумм оказывается затратным мероприятием: стоимость взыскания в несколько раз превосходит сумму штрафа. Но здесь важно помнить, что ни суд, ни ГИБДД не являются коммерческими организациями, призванными наполнять бюджет с помощью взыскания штрафов. Нашей задачей является выполнение закона и неотвратимость наказания.
Меры принуждения к должнику федеральный закон допускает самые разнообразные, вплоть до ограничения свободы перемещения. Гражданин не сможет покинуть пределы страны, его остановят прямо в аэропорту на контроле и попросят оплатить штраф. При этом, скорее всего, в назначенное время он никуда не улетит, как планировал, даже если успеет заплатить штраф через терминал моментальной оплаты. Применение такой санкции как ограничение свободы перемещения накладывается только судом, и для ее отмены также должно быть решение суда, прекращающее подобную меру пресечения. Обычно на это уходит какое-то время.
Одновременно с работой по взысканию штрафа судебными приставами на гражданина заводится и передается в суд новое административное дело о невыплате штрафа в установленный период, которое грозит должнику двукратным увеличением суммы штрафа либо административным арестом на 15 суток.
Разумеется, не всегда бывает просто найти должника, тем более, что закон ограничивает это временем давности по административным правонарушениям, которое составляет 1 год. Это означает, если за год судебные приставы не смогли найти должника, то его дело закрывается за давностью. Такие случаи, к сожалению, тоже бывают.
Но чаще всего скрыться от правосудия не получается. Инспектор ГИБДД может остановить водителя для проверки документов, и если выяснится, что за гражданином числятся неоплаченные штрафы, инспектор вправе применить законные санкции, вплоть до административного задержания на срок до двух суток. За это время инспектор подготовит документы и доставит должника в суд, который может вынести решение об административном аресте. Таким образом, поездка выходного дня может в любой момент закончиться полумесяцем тюрьмы. В Зеленограде подобных прецедентов пока не было, однако в других регионах России такое уже случалось.
Если человек устраивается на работу в солидную компанию, и при проверке служба безопасности устанавливает наличие у гражданина задолженностей по оплате штрафов, это может стать причиной для отказа в устройстве на работу.
Также неуплата штрафов за нарушения ПДД вскрывается при прохождении ежегодного техосмотра автомобиля или при совершении иных регистрационных действий с транспортным средством. Если в подобном случае человек добровольно соглашается заплатить штраф, мы всегда приветствуем такой подход.
Замечу, однако, что с начала этого года в службу судебных приставов нами было отправлено более 10 тысяч постановлений о взыскании штрафов только по Зеленограду.
— Все Вами сказанное касается водителей. А как быть с неотвратимостью наказания для пешеходов? Они ведь не обязаны носить с собой паспорт или иные документы, без которых составить протокол об административном правонарушении невозможно.
— Для пешеходов остается в силе такая мера воздействия как устное замечание, которая не требует наличия документа. Если же дело дойдет до письменного предупреждения или штрафа, а у нарушителя не окажется с собой паспорта, инспектор вправе произвести административное задержание для выяснения личности гражданина. Таким образом, меры воздействия на провинившихся перед законом пешеходов мало чем отличаются от мер воздействия на водителей.
— Если человек совершил административное правонарушение вдалеке от дома, в другом регионе РФ, наказание также неотвратимо?
— Да, поскольку постановление о принудительном взыскании штрафа отправляется по месту постоянной регистрации водителя. Адрес берется либо из свидетельства о регистрации транспортного средства, либо из доверенности на право управления, в зависимости от прав собственности на автомобиль. Конечно, пересылка документов может занять некоторое время, возможно месяц или два, но в итоге нарушителем займутся местные судебные приставы.
К сожалению, как я уже говорил, бывают случаи, когда должника найти невозможно. Например, он не живет по месту регистрации, всячески скрывается от судебных приставов и сотрудников милиции. В этом случае по прошествии срока давности, который составляет 1 год, пропадают правовые возможности требовать оплаты штрафа, и административное дело закрывается.
— Могут ли возникать трудности у добросовестного гражданина при оплате штрафа?
— Сейчас таких трудностей возникать не должно. Если человек решил добровольно оплатить наложенный на него штраф, он не должен ощущать никаких трудностей, не должен терять лишнее время. Наша задача максимально облегчить таким людям возможность оплаты.
Заплатить штраф ГИБДД можно в любом отделении Сбербанка. Все реквизиты для оплаты можно найти на бланке протокола, оформленного инспектором. Более того, каждый инспектор в Зеленограде имеет при себе бланки на оплату штрафа с уже заполненными реквизитами ГИБДД, и если вы попросите у него такой бланк, он непременно вам его выдаст. Человеку достаточно вписать в бланк свое имя, сумму к оплате, номер протокола-постановления и дату, после чего оплатить в любом отделении Сбербанка (распечатать бланк на оплату штрафа, предоставленный ОГИБДД Зеленограда).
Также заплатить штраф можно через терминал моментальной оплаты, это не сложнее чем положить деньги на счет вашего телефона. К сожалению, в Зеленограде не так много терминалов для оплаты, как в других округах Москвы, но они есть, а их количество всего лишь вопрос времени.
— Ранее ГИБДД сообщало о заключении соглашения со Сбербанком об оперативной передачи информации по поступающим платежам. Работает ли эта схема в Зеленограде?
— Быстрее всего поступает информация, если штраф был оплачен через терминал моментальной оплаты.
Что касается соглашения со Сбербанком, то пока информация от них поступает не так быстро, как хотелось бы. Думаю, это вопрос времени. Однако, на мой взгляд, большой пробел в законодательстве существует с тех пор, как власти сняли с нарушителей обязанность предоставлять квитанцию об оплате в ГИБДД, не отладив альтернативную систему передачи этой информации.
В последнее время иногда возникали моменты, когда человек, оплативший штраф, имеет на руках квитанцию об оплате, а к нему приходят судебные приставы, потому что информация об оплате не дошла до ГИБДД, и было возбуждено административное дело по факту неуплаты штрафа. Я считаю, такие случаи недопустимы.
Мы благодарим Виктора Назаркина за ответы и покидаем здание ГИБДД, чтобы уже сегодня, сев за руль, стать более ответственным водителем. Чтобы припарковав автомобиль (не на газоне!), стать более ответственным пешеходом. Чтобы нарушив ПДД, добровольно и без пререканий заплатить штраф в течение 30 дней.
Потому что тот вал нарушений ПДД, который захлестывает Зеленоград, Москву и другие регионы России, можно снизить только повышением культуры вождения, повышением уважения к правилам дорожного движения, к самому себе и к окружающим, самодисциплиной. А законодателям важно помнить, что главное это не сумма штрафа, а неотвратимость наказания. Иначе можно напороться на вечную российскую истину о том, что «жесткость законов в России компенсируется необязательностью их исполнения».
Ивашков Александр